Статья 5. Поверхностные водные объекты и подземные водные объекты

1. Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.

2. К поверхностным водным объектам относятся:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:
1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;
2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;
3) пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;
4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

4.1. Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(Часть дополнительно включена с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 244-ФЗ)
5. К подземным водным объектам относятся:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.

5.1. Классификация водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 459-ФЗ)
6. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Комментарий к статье 5 ВК РФ

К одному из основных понятий, используемых ВК РФ, относится понятие водного объекта. Согласно ст. 1 ВК РФ под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Водный режим, в свою очередь, определен как изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте.

В целях разграничения правового регулирования использования и охраны различных водных объектов часть 1 комментируемой статьи подразделяет водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей на два вида - поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Как отмечается многими исследователями, такого рода модель дифференциации была заимствована еще из ВК РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ <62> (далее - ВК РФ от 1995 г.). При этом ВК РФ от 1995 г. подразделял водные объекты не только на поверхностные и подземные, но отдельно выделялись внутренние морские воды, а также территориальное море РФ. Кроме того, объектам водных отношений была посвящена отдельная глава, которая содержала дефиниции ключевых понятий (определялись поверхностные водотоки, поверхностные водоемы, ледники и снежники, водоносный горизонт, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод, естественный выход подземных вод).

--------------------------------
<62> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4471.

В современном ВК РФ понятия практически всех разновидностей и поверхностных, и подземных водных объектов отсутствуют, в ряде случаев дается лишь перечисление. Конечно, такое регулирование привносит много неясностей в правоприменительную деятельность, объекты водных отношений сложнее отграничить от всех иных, в том числе это касается и подземных вод. Проблема соотношения подземных вод как водного объекта и как ресурса недр и соответствующего разграничения законодательств будет рассмотрена ниже.

Систематизировать свод документированных сведений о водных объектах призван государственный водный реестр (см. комментарий к ст. 31 ВК РФ).

В соответствии с частью 2 настоящей статьи к поверхностным отнесены шесть групп водных объектов:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4) болота;

5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6) ледники, снежники.

1. К поверхностным водным объектам прежде всего относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), для анализа статуса и правового режима которых следует обратиться к положениям Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <63> (далее - ФЗ N 155-ФЗ).

--------------------------------
<63> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3833.

Согласно ст. 1 ФЗ N 155-ФЗ внутренние морские воды РФ - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. К внутренним морским водам относятся воды:

- портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Согласно ст. 2 ФЗ N 155-ФЗ территориальным морем РФ признается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Исходными линиями при этом являются:

- линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

- прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

- прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

- прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;

- система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет РФ с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В ст. 22 ФЗ N 155-ФЗ сформулировано понятие прилежащей зоны РФ. Это морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

2. Поверхностными водными объектами являются водотоки, к которым отнесены реки, ручьи, каналы. В действующем ВК РФ понятие водотоков отсутствует. Тогда как ВК РФ от 1995 г. под водотоками понимал поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного движения. К водотокам были отнесены реки и водохранилища на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов (ст. 10).

3. Следующий поверхностный водный объект - водоемы, включая озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища. Понятие водоемов также отсутствует. ВК РФ от 1995 г. водоемы определял как поверхностные водные объекты, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена. К ним относил озера, водохранилища, болота и пруды (ст. 11).

4. В отличие от ВК РФ от 1995 г., который относил болота к разновидности водоемов (воды находятся в состоянии замедленного водообмена), действующий ВК РФ выделяет болота отдельно, опять же не давая дефиниций.

5. Природные выходы подземных вод (родники, гейзеры) - это поверхностные водные объекты. Для сравнения следует отметить, что ВК РФ от 1995 г. относил естественный выход подземных вод, определяя его как выход подземных вод на суше или под водой, к подземным водным объектам (ст. 17).

6. К поверхностным водным объектам без соответствующих дефиниций также отнесены ледники и снежники.

ВК РФ от 1995 г. определял ледники как движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности. Снежники - это неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части (ст. 13).

Согласно части 3 комментируемой статьи поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Что касается ВК РФ от 1995 г., то в нем было сформулировано понятие поверхностных водных объектов. Они определялись как постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима. Отмечалось, что они состоят из поверхностных вод, дна и берегов и имеют многофункциональное значение, а также могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей одновременно (ст. 9).

В части 4 комментируемой статьи установлены особенности определения береговых линий, т.е. границ водного объекта отдельно для 1) моря; 2) реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера; 3) пруда, водохранилища; 4) болота.

Границы водных объектов определяются следующим образом:

1) по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива (следует соотносить с понятием исходных линий в соответствии с ФЗ N 155-ФЗ, см. выше);

2) по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) по нормальному подпорному уровню воды;

4) по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Согласно части 5 комментируемой статьи к подземным водным объектам отнесены два объекта: бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Их дефиниция отсутствует. В свою очередь, ВК РФ от 1995 г. определял подземные водные объекты как сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К ним были отнесены три объекта: водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под водой (ст. 17). Следует отметить, что поверхностные и подземные водные объекты тесно взаимосвязаны между собой, в особенности это касается случаев загрязнения и иного негативного воздействия на водные объекты.

В части 6 комментируемой статьи прописано, что границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Хотелось бы отметить, что ВК РФ от 1995 г. наглядно демонстрирует двойственный характер ранее действовавшего правового регулирования отношений, связанных с использование подземных вод. К примеру, в ст. 5 ВК РФ от 1995 г. было прямо закреплено, что отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, регулируются законодательством РФ о недрах и водным законодательством РФ. Предоставление в пользование подземных водных объектов также должно было осуществляться в соответствии с водным законодательством РФ и законодательством РФ о недрах (ст. 91).

Комментируемым Кодексом такого рода положения восприняты не были, однако ссылки на законодательство о недрах присутствуют (при определении границ подземных водных объектов, форм собственности, оснований приобретения и прекращения прав пользования, сборе и хранении документированных сведений о подземных водных объектах, при установлении порядка использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при использовании водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых).

Такое "двухслойное" нормативное регулирование обусловлено тем, что подземные водные объекты, входя в предмет отношений, регулируемых водным законодательством, одновременно выступают объектом регулирования законодательства РФ о недрах, являясь специфическим минеральным ресурсом - подземными водами (это объект геологического изучения, разведки, добычи и охраны).

Согласно ст. 1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" <64> (далее - Закон РФ "О недрах") законодательство РФ о недрах состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

--------------------------------
<64> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

Однако недра - это "сложная природо-социальная система, представляющая собой и объект хозяйственной деятельности, и компонент экосистемы" <65>.

--------------------------------
<65> См.: Вылегжанина Е.Е. Международно-правовые подходы к защите окружающей среды при недропользовании // Нефть, газ и право. 2007. N 4. С. 41.

В связи с чем в ст. 1 Закона РФ "О недрах" прямо указано на то, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Законодательное закрепление термина "недра" содержится в преамбуле Закона РФ "О недрах", где недра определены как "часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения".

Согласно преамбуле Закон РФ "О недрах" также регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной таких специфических минеральных ресурсов, как подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Недра содержат в себе множество полезных свойств, в том числе подземное пространство, содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. Все эти богатства, пока они содержатся в недрах, составляют государственную собственность (ч. 1 ст. 1.2 Закона РФ "О недрах"). После добычи полезные свойства по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ "О недрах").

Недра предоставляются в пользование также для контроля за режимом подземных вод (ст. 6). Участки недр предоставляются в пользование для геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ; а также для добычи подземных вод - на срок до 25 лет (ст. 10). В качестве примера приведена только часть норм Закона РФ "О недрах", регулирующих деятельность по геологическому изучению, разведке, добыче и охране подземных вод. Стоит заметить, что в целом законодательство РФ о недрах достаточно поверхностно регулирует вопрос подземных вод как ресурсов недр.

Согласно Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод <66> (далее - Классификатор), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. N 503-ст, к подземным водам относятся питьевые (1, 2, 3 класса), технические, минеральные (бальнеологические, питьевые, лечебно-столовые), теплоэнергетические (низкопотенциальные, среднепотенциальные, высокопотенциальные) и промышленные подземные воды (бромные, йодные, йодобромные).

--------------------------------
<66> М.: Издательство стандартов, 2003.

В приложении "Б" к Классификатору даны пояснения наименований подземных вод, в соответствии с которыми сформулированы следующие понятия:

- воды подземные - сосредоточение вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима;

- воды подземные питьевые - воды, в которых бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения;

- воды подземные технические - воды, кроме питьевых, минеральных и промышленных, пригодные для использования в экономике;

- воды подземные минеральные - воды, компонентный состав которых отвечает требованиям лечебных целей;

- воды подземные теплоэнергетические - термальные воды, теплоэнергетические ресурсы которых могут быть использованы в любом секторе экономики;

- воды подземные промышленные - воды, компонентный состав и ресурсы которых достаточны для извлечения компонентов в промышленных масштабах.

Легальное понятие "полезное ископаемое" содержится только в главе 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 1 ст. 337) <67>, причем сформулировано оно как объект налогообложения налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), с учетом соответствия определенным стандартам качества и понимается как продукция, что несет в себе иную смысловую нагрузку (в Законе РФ "О недрах" это прежде всего природный ресурс, подлежащий охране и восстановлению). Понятие полезного ископаемого в НК РФ формулируется с целью максимально эффективного изъятия рентного дохода <68>.

--------------------------------
<68> В целях налогообложения добычи полезных ископаемых полезное ископаемое определяется как "продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия)".

При этом согласно ст. 35 Закона о недрах "основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ".

Подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды выделены в главе 26 НК РФ в качестве самостоятельного вида добытого полезного ископаемого (ст. 337 НК РФ).

При этом объектом налогообложения НДПИ не признаются подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления; а также дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений (п. 2 ст. 336 НК РФ).

Следует отметить, что категория "водные объекты" используется также в главе 25.2 НК РФ "Водный налог". В частности, одним из объектов налогообложения водным налогом является забор воды из водных объектов. В данном случае имеется в виду забор как из поверхностных, так и подземных водных объектов. Не признаются объектами налогообложения водным налогом забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; а также забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод (ст. 333.9 НК РФ).

Границы подземных водных объектов следует определять в соответствии с положениями ст. 7 Закона РФ "О недрах". Это зависит от того, в каком виде предоставляется участок недр в соответствии с лицензией на конкретный вид пользования недрами - в виде горного или геологического отвода.

Горный отвод представляет собой геометризованный блок недр, предоставляется для добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов; а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья <69>.

--------------------------------
<69> См.: Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18; глава 26.4 НК РФ "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Геологический отвод - участки недр, предоставляемые в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых). В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением.

Также следует обратить внимание на положения ст. 19 Закона РФ "О недрах", согласно которым собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, необходимо иметь в виду существование Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" <70> (далее - ФЗ N 26-ФЗ) и отграничивать его предмет регулирования от отношений, регулируемых водным законодательством и законодательством РФ о недрах. ФЗ N 26-ФЗ определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории РФ. Природными лечебными ресурсами (в понимании ФЗ N 26-ФЗ) являются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.

--------------------------------
<70> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

К примеру, при предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны <71>.

--------------------------------
<71> См.: Постановление ВС РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1917.

Другой комментарий к статье 5 Водного Кодекса РФ

1. Статья 5 ВК подразделяет все ВО на поверхностные (наземные) и подземные. Части 2 - 4 комментируемой статьи посвящены поверхностным ВО, части 5 и 6 - подземным ВО. Такое подразделение необходимо для установления границ различных ВО, разграничения правового регулирования их использования и охраны. При этом необходимо иметь в виду, что многие ВО не существуют изолированно: водохранилища располагаются на водотоках, река впадает в море или другую реку и т.п. Следует учитывать и возможные естественные изменения ВО. Например, даже за короткое время река может фактически превратиться в ручей (обмелеть). Это может произойти и в связи с чрезмерным забором воды как из самой реки, так и питающих ее подземных вод - из колодцев и скважин. Тем не менее "река остается рекой" до тех пор, пока в отношении ее не приняты документы, в соответствии с которыми река исчезла.

Водное законодательство воздействует в основном на поверхностные ВО. Содержащиеся в ВК положения о подземных ВО, как правило, отсылают к законодательству о недрах.

2. Согласно части 2 статьи 5 ВК все ВО можно подразделить на водотоки, водоемы и иные ВО.

В отсутствие определений понятий "водоток" и "водоем" в ВК необходимо руководствоваться ГОСТ 19179-73, согласно которому:

Водоток - ВО, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности.

Водоем - ВО в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием.

Согласно части 2 статьи 5 ВК водотоками являются реки, ручьи и каналы; водоемами - озера, пруды, обводненные карьеры и водохранилища; иными ВО - моря, болота, родники, гейзеры, ледники и снежники. Водное законодательство, за редкими исключениями, не содержит специфичных положений о ВО как о водотоке, водоеме или ином ВО. При этом для различных целей используются водоемы и водотоки. Иные ВО либо почти не используются с оформлением по водному законодательству (болота, родники, снежники, ледники, гейзеры), либо отсутствуют в подавляющем большинстве регионов России (моря, снежники, ледники, гейзеры).

3.1. Очень существенным пробелом ВК является отсутствие определения им понятий отдельных видов ВО ("река", "озеро" и др.), что порождает множество споров на практике. Такой пробел был и в ранее действовавшем Водном кодексе РФ, который из всех видов ВО определял лишь те, которые почти нигде не встречаются и не используются, - ледник и снежник.

Согласно статье 13 ранее действовавшего Водного кодекса РФ ледники - это движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности; снежники - это неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части. Данные определения не позволяют отнести к отдельному виду ВО айсберг, поскольку айсберги не находятся на земной поверхности. В России ледники есть в горах Кавказа, Алтая, Урала, Камчатки, снежники - в северных регионах.

От четкого определения различных ВО зависят их правильное и рациональное использование, установление законности их нахождения у разных собственников, определение бюджета, из средств которого должны финансироваться мероприятия по охране ВО и предотвращению вредного воздействия вод.

В отсутствие определений видов ВО в ВК подлежат применению определения, содержащиеся в различных ГОСТ.

3.2. Согласно ГОСТ 30813-2002 "Вода и водоподготовка. Термины и определения", утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 12 ноября 2002 года N 409-ст, море - это "крупный естественный водоем, являющийся частью океана, обособленный сушей или возвышениями подводного рельефа и отличающийся от океана физико-географическими особенностями".

В соответствии с ФЗ "О море" внутренние морские воды РФ - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ. К внутренним морским водам относятся воды:

- портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили (1 морская миля = 1852 метра);

- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат РФ, перечень которых устанавливается Правительством.

Территориальное море РФ - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. Определение территориального моря применяется также ко всем островам РФ. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. Ими являются:

- линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в РФ морских картах;

- прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

- прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

- прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат РФ;

- система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими РФ.

Внутренние воды и территориальное море являются территорией России (часть 1 статьи 67 Конституции). Россия принадлежит к числу государств, которые, руководствуясь Конвенцией ООН по морскому праву (1982), выбрали максимальную ширину своего территориального моря. Россия "с юга на север, с запада на восток и с севера на юг" имеет выходы к следующим морям: Каспийское, Черное, Азовское, Балтийское, Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское.

К поверхностным ВО относятся не только моря в целом, но их отдельные части: заливы, проливы, бухты, лиманы и др. (пункт 1 части 2 статьи 5 ВК).

3.3. Согласно ГОСТ 19179-73:

Река - водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.

Озеро - естественный водоем с замедленным водообменом.

Водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока.

Водоподпорным сооружением (водоподпором) обычно является плотина, ГЭС.

3.4. Согласно ГОСТ 30813-2002:

Ручей - небольшой водоток, образованный снеговыми, дождевыми водами, а также выходящими на поверхность подземными водами.

Родник - естественный сосредоточенный выход подземной воды на поверхность земли.

Родник нередко дает начало ручью, а ручей нередко впадает в другой ВО. Возможно, эти факторы обусловили отнесение статьей 8 ВК каждого ручья к федеральной собственности.

Между тем множество ручьев протекает по ЗУ, зарегистрированным в частной собственности, при этом площадь ЗУ под ручьем из общей площади ЗУ не исключена. Частные собственники ЗУ, пользуясь отсутствием сведений о ручьях в ГВР, ГКН, ЕГРП и, соответственно, в документах на свои ЗУ, пользуются водами ручьев для различных целей, "закапывают его в трубу" в границах своего ЗУ либо вовсе прокапывают для ручья участок другого русла за границей своего ЗУ (юридически - проводят работы по изменению дна и берегов ручья без решения о водопользовании вопреки пункту 7 части 2 статьи 11 ВК).

В связи с огромным количеством периодически возникающих и исчезающих, естественно меняющих русло и поэтому не поддающихся точному учету ручьев в России, для избавления от перемежеваний ЗУ, охраны ВО полагаем необходимым внести в законодательство изменения, допускающие ручьи на любых землях любых собственников, предусматривающие право обладателей ЗУ ограждать их над ручьями, с возложением на собственников ЗУ с ручьями обязанности их содержания, охраны и благоустройства за свой счет. С этой целью следует отказаться от признания ручьями водотоков, образованных только дождевыми или снеговыми водами либо являющимися, в отличие от рек, временными (например, не более трех месяцев в году) водотоками. Полагаем необходимым также отказаться от признания исключительно федеральной собственностью и родников. По действующему же законодательству любой родник и ручей - федеральная собственность, бремя содержания каждого ручья и родника должна нести РФ, их охрана и обустройство должны осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

3.5. Болото определяется ГОСТ 19179-73 как "природное образование, занимающее часть земной поверхности и представляющее собой отложения торфа, насыщенные водой и покрытые специфической растительностью".

Несколько иное определение болота содержится в пункте 96 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года N 516: "к болотам относятся лесные участки с поверхностным слоем торфа глубиной не менее 30 сантиметров в неосушенных местах и 20 сантиметров - в осушенных местах при отсутствии на них древесной растительности или при наличии ее с полнотой 0,3 и менее для молодняков и 0,2 и менее для других возрастных групп".

Очевидно, исходя из преобладания в болоте земли, растений и торфа, статья 5 ВК не включила болота в число "традиционных" водоемов. Болото - единственный поверхностный ВО, граница (береговая линия) которого определяется не по уровню воды, а "по границе залежи торфа на нулевой глубине" (пункт 4 части 4 статьи 5 ВК).

Болото - единственное место обитания некоторых птиц и произрастания ряда растений.

ГОСТ 19179-73 определяет также понятия "пруд" и "водохранилище" (см. комментарий к статье 7 Вводного закона и статье 8 ВК).

3.6. Канал - искусственный водоток. ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия", утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1973 года N 2410, определяет канал как "искусственный открытый водовод в земляной насыпи или выемке". ВК не уточняет, к каким каналам (судоходным, мелиоративным и др.) он применяется. Следовательно, его действие распространяется на использование и охрану всех каналов, что, полагаем, нуждается в законодательном уточнении.

Гейзер - ВО вулканического происхождения, представляющий собой периодически выбрасываемые из земли фонтаны горячей воды и пара. В России гейзеры есть на Камчатке и Сахалине.

Понятие "обводненный карьер" стало использоваться в законодательстве только с принятием ВК, то есть с 2006 года. Об обводненных карьерах см. комментарий к статье 7 Вводного закона и статье 8 ВК.

Иные разновидности ВО - протока, ерик, балка и др. - ВК не предусматривает, поэтому их по вышеуказанным признакам необходимо относить к одному из видов ВО (его части), упоминаемых в ВК, либо - при отсутствии оснований для отнесения к ним - исключать из состава ВО (не включать в ГВР).

4.1. Согласно части 3 статьи 5 ВК поверхностный ВО состоит из:

1) поверхностных вод;

2) земель, покрытых поверхностными водами.

Тем самым подчеркивается неотделимость воды от земли под ней и земли от воды над ней, недопустимость регулирования их использования и охраны различными правилами, за исключением прямо установленных ФЗ случаев.

Поскольку ВО может быть на земле любой категории (в любой территориальной зоне), земли, покрытые поверхностными водами, - не обязательно ЗВФ. По сути, "земля, покрытая поверхностной водой" - это дно ВО. Однако понятие "дно водного объекта" не определяется ни ВК, ни приведенными ГОСТ, что является, полагаем, пробелом, требующим законодательного устранения.

Эти два компонента ВО - поверхностные воды и покрытые ими земли - имеют общую границу - береговую линию.

4.2. Береговая линия - это граница ВО (абзац первый части 4 статьи 5 ВК).

Точное определение береговой линии имеет важнейшее практическое значение для установления как границы ВО (его части), получаемой в пользование, так и границ различных зон вдоль ВО на земле и тем самым видов деятельности, которые могут осуществляться на ЗУ поблизости от ВО. Особенно важно точное определение береговых линий на территориях высокоплотной застройки и высоких цен на ЗУ, где "каждый метр на счету", обычно в крупных городах. На таких территориях точное определение береговых линий и, как следствие, жесткорежимных береговых полос (см. комментарий к статье 6 ВК) способно существенно повлиять на застройку. Это влияние будет тем сильнее, чем больше ВО на таких территориях. Например, "водную систему города Москвы образуют: Москва-река, канал им. Москвы, Химкинское водохранилище, 140 малых рек и ручьев, 438 озер и прудов. Длина реки Москвы в черте города составляет 75 км, а длина ее береговой линии, включая островные и полуостровные участки, - 185 км. Протяженность малых рек и ручьев - 266 км" (Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы, утвержденные Постановлением правительства Москвы от 25 августа 2009 года N 836-ПП).

Сведения о береговой линии ВО должны содержаться в ГВР (см. комментарий к статье 31 ВК). Но для того, чтобы эти сведения в ГВР поступили, необходимо определить береговую линию в соответствии с ВК.

Собственно, даже для принятия решения о предоставлении части ВО в пользование, особенно для работ по изменению берега (пункт 7 части 2 статьи 11 ВК), необходимо точно знать, где проходит береговая линия. По завершении работ по изменению берега соответственно изменяется и его береговая линия, что должно найти отражение в ГВР.

Для разных видов ВО часть 4 статьи 5 ВК установила разные критерии их определения. Установленная по соответствующему критерию береговая линия подлежит отображению как одна из границ водоохраной зоны с последующей передачей сведений о ней в различные государственные кадастры и реестры (см. комментарий к статье 65 ВК).

Согласно пункту 5 статьи 94 ЗК Правительство, органы исполнительной власти субъектов РФ, ОМС могут устанавливать такой вид земель ООПТ, как "земли, на которых находятся охраняемые береговые линии". До настоящего времени Правительство такой вид не устанавливало, об аналогичных актах субъектов РФ и ОМС сведений нет.

4.3. Согласно части 4 статьи 5 ВК береговая линия определяется для:

1) "моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива" (пункт 1). Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 65 ВК ширина водоохранной зоны моря, то есть территории, примыкающей к береговой линии моря, за пределами населенных пунктов устанавливается от линии максимального прилива.

Подробнее о береговых линиях морей см. комментарий к статье 65 ВК;

2) "реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом" (пункт 2). В отличие от морей для данных видов ВО ВК почему-то не упоминает о постоянном уровне их вод и разном определении береговой линии в границах и за границами населенных пунктов. Определение береговой линии (границы ВО) по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а не по линии максимального "прилива", предполагает, что после такого определения к ВО будет примыкать паводкоопасная территория.

Определение береговой линии "по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом", предполагает многолетние наблюдения за ВО. Такие наблюдения должен обеспечивать Росгидромет в соответствии с Порядком предоставления Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды сведений для внесения в государственный водный реестр, утвержденным Приказом МПР от 2 ноября 2007 года N 284. По нему Росгидромет ежегодно представляет в Росводресурсы "сведения о постах на реках, каналах, озерах и водохранилищах, по которым представляются сведения по водному режиму; уровнях воды рек, каналов, озер и водохранилищ; расходах воды рек и каналов за год, предшествующий истекшему, с учетом особенностей режима на постах. Многолетние сведения о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима представляются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в Федеральное агентство водных ресурсов один раз в 5 лет, в годы, кратные пяти, начиная с 2010 года". Соответственно в 2015 году следует ожидать обновления сведений о береговых линиях ВО.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Приказ МПР от 2 ноября 2007 года N 284 утвердил список пунктов наблюдений только на крупнейших ВО России, едва ли не все они сохранились со времен СССР. "Существующая сеть гидрологических наблюдений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, - отмечается в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства от 27 августа 2009 года N 1235-р, - включает 3085 гидрологических постов (2731 - на реках, 354 - на других водных объектах). Сокращение сети гидрологических наблюдений в Российской Федерации за последние 20 лет составило 30 процентов, при этом в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока - до 50 процентов".

Приказ МПР от 2 ноября 2007 года N 284 не упоминает о многочисленных обводненных карьерах и ручьях. Соответственно о ВО, на котором нет пункта наблюдения, либо вообще нет сведений в ГВР, либо эти сведения, в том числе о береговых линиях, неполны либо неточны.

Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденные Приказом МПР от 29 сентября 2010 года N 425, устанавливают, что "в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации данных о положении береговой линии и уклонов берегов водных объектов или их частей, включенных в Перечень водных объектов, проводятся инженерные изыскания с целью определения положения береговой линии и уклонов берегов". Но, во-первых, данные о положении береговой линии должны быть не на территории субъекта РФ, а в ГВР, который ОГВ субъекта РФ не ведет. Во-вторых, инженерные изыскания, в отличие от наблюдений, не являются многолетними. В этом видится противоречие пункту 2 части 4 статьи 5 ВК, для устранения которого полагаем необходимым внесение в него соответствующих изменений.

Совершенно очевидно, что на всех ВО организовать пункты наблюдения или проведение инженерных изысканий невозможно. Соответственно на практике вероятны трудности в предоставлении в пользование не только ВО, но и ЗУ вблизи них, обусловленные отсутствием надлежащих сведений о береговых линиях.

Отсутствие в ГВР сведений о береговой линии ВО свидетельствует об отсутствии границ надлежащим образом установленных зон вдоль ВО, прежде всего береговых полос, а значит, и самих полос. В подобных случаях береговая полоса не может считаться определенной в соответствии с законодательством. Исключение можно сделать только по аналогии с морями для участков рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров, у которых есть отвесные берега, набережные или некоторые ГТС.

Отнесение к видам ВО, береговая линия которых должна определяться по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, обводненных карьеров представляется недостаточно обоснованным. Обводненный карьер - единственный из всех указанных в пункте 2 части 4 статьи 5 ВК искусственный ВО. Возможно, такое определение береговой линии обводненного карьера исходит из многолетнего (до двадцати пяти лет) естественного обводнения отработанного карьера и в связи с этим чрезмерного подъема общего уровня грунтовых вод вокруг обводненного карьера, в том числе в ближайших населенных пунктах.

Вместе с тем обводненный карьер, как и пруд-копань, возникает не на ВО и при надлежащей рекультивации водохозяйственного направления не должен переполниться водой выше уровня земли вокруг. Поэтому полагаем необходимым исключить слова "обводненного карьера" из пункта 2 части 4 статьи 5 ВК и установить для обводненных карьеров и прудов-копаней отдельный критерий определения их береговой линии.

В связи с определением береговой линии по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, следует отметить пояснительную записку к законопроекту "О внесения изменения в пункт 2 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации", предлагавшемуся Воронежской областной Думой, в которой указывалось, что "для определения такого среднемноголетнего уровня вод необходимы наблюдения за ежедневными уровнями вод в течение продолжительного периода времени (в идеале - за 100 лет). В настоящее время по рекам, ручьям, озерам и другим указанным в пункте 2 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водным объектам таких данных нет. Проводить в течение 100 лет указанные наблюдения не представляется возможным ввиду отсутствия необходимого количества лиц, которые могли бы осуществлять эти наблюдения по всем указанным объектам. Кроме того, осуществление таких наблюдений в течение длительного периода позволит определить береговую линию лишь по окончании указанного периода времени. До тех пор пока береговая линия установлена не будет, прибрежные территории могут осваиваться, в том числе застраиваться капитальными строениями, без учета береговой линии. Последствия такого освоения и застройки будут влечь за собой их подтопление, затопление и т.п. В связи с изложенным представляется целесообразным внести изменение в вышеуказанный пункт, установив определение береговой линии рек, ручьев и т.д. по максимальному уровню паводковых вод при однопроцентной вероятности, поскольку такие расчеты в настоящее время имеются. Предложенный законопроект упростит процедуру определения береговой линии для рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров и исключит размещение новых объектов в зоне затопления. Это не только позволит сохранить имущество граждан и организаций, но и положительно скажется на состоянии водных объектов".

Законопроект был отклонен Государственной Думой 21 мая 2008 года. По сути, он предлагал определять границу рек по линии максимального разлива, включая в состав реки пойму - прилегающую к руслу территорию, затопляемую в период паводка. Ширина поймы некоторых рек достигает десятков километров. Поэтому сохранение редакции пункта 2 части 4 статьи 5 ВК сохраняет вероятность наступления неблагоприятных последствий, названных в пояснительной записке.

Несколько иное значение пойма имеет на территориях, где проведены работы по предотвращению вредного воздействия вод. Примером является Нагатинская пойма Москвы-реки, площадь которой около 700 га. До проведения в 1930-х годах подсыпки грунта и гидротехнических работ эта территория регулярно затапливалась и была сильно заболочена. В 1960-х годах Нагатинская пойма вновь подверглась реконструкции. В разных частях Нагатинской поймы подсыпано около 4 млн. куб. м грунта, значительная ее часть теперь занята парком и застроена различными зданиями.

Большие участки поймы Москвы-реки в границах Москвы были также в Строгино, Крылатском, Лужниках, Марьино. В настоящее время эти участки подсыпаны, застроены и больше не затапливаются. Старица (старое русло Москвы-реки) напротив Кремля была использована для строительства Водоотводного канала, что привело к возникновению длинного, узкого, изогнутого острова; в Крылатском - для устройства гребного канала. Такие территории, по сути, давно не являются поймами, их названия в настоящее время (Строгинская пойма, Нагатинская пойма и др.) имеют в большей степени административно-территориальное либо историко-географическое значение.

В связи с неопределенностью критериев и дороговизной работ по установлению береговых линий, а значит, и водоохранных зон, случаи их установления надлежащим образом пока либо редки, либо сопровождаются спорами. Например, решением Челябинской городской Думы от 28 июня 2011 года N 25/27 были согласованы схема границ и перечень координат характерных точек реки Миасс от Шершневской плотины до улицы Новомеханическая в Центральном и Калининском районах города Челябинска. Прокурор города Челябинска на это решение принес протест от 27 июля 2011 года N 19-2011, но Челябинская городская Дума решением от 30 августа 2011 года N 26/21 его отклонила.

Таким образом, береговая линия такого ВО или его части, как река, ручей, канал, озеро, обводненный карьер, может устанавливаться по одному из следующих критериев:

а) по данным многолетних наблюдений;

б) по результатам инженерных изысканий;

в) по парапету набережной или иного ГТС;

г) по отвесному берегу;

3) "пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды" (пункт 3). ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия", утвержденный Постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1973 года N 2410, определял НПУ как "наивысший проектный уровень верхнего бьефа, который может поддерживаться в нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений".

В связи со строительством крупнейших водохранилищ технико-экономическое обоснование предусматривало НПУ, по которому должна определяться береговая линия водохранилища. Изменение НПУ может иметь различные последствия.

Показательна в этом отношении полемика, выплеснувшаяся в Постановлении правительства Республики Марий Эл от 6 мая 1995 года N 143 "Об экологической экспертизе ТЭО Чебоксарского гидроузла с НПУ 63,0 м и повышения уровня водохранилища до отметки 65,0 м", в котором обращалось внимание на негативные последствия строительства и эксплуатации водохранилища и признавалось недопустимым повышение уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС с отметки 63,0 м до отметки 65,0 м. Своеобразный ответ на него был дан Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 1995 года N 148 "О технико-экономическом обосновании подъема уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС", в котором обращалось внимание на негативные последствия отметки водохранилища 63 м и признавалось необходимым повышение его уровня до 65 м. Но если Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 мая 1995 года N 148 было признано утратившим силу Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 мая 2007 года N 101, то Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 мая 1995 года N 143 в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30 марта 2007 года N 84 до сих пор числится действующим.

Указание в пункте 3 части 4 статьи 5 ВК вместе с водохранилищами прудов представляется необоснованным, поскольку в соответствии с ГОСТ 19179-73 пруд - это "мелководное водохранилище". К таким прудам не могут быть отнесены пруды-копани, поскольку ГОСТ 19179-73 не признал их разновидностями водохранилищ (см. комментарий к статье 7 Вводного закона и статье 8 ВК), их НПУ никогда не определялся и никакой необходимости в этом нет, поскольку пруд-копань считается находящимся в границах ЗУ, которые устанавливаются по своим правилам.

Фактически статья 5 ВК не учитывает особенности появления и режима прудов-копаней и обводненных карьеров и необоснованно пытается распространить на них критерии установления береговых линий, определенные для водохранилищ и рек. На практике береговые линии прудов-копаней и обводненных карьеров по таким критериям не устанавливаются. Поэтому полагаем необходимым внесение в законодательство отдельных положений об определении береговых линий прудов-копаней и обводненных карьеров;

4) "болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине" (пункт 4). Данное положение во взаимосвязи с определением болота по ГОСТ 1917973 означает, что торф - неотъемлемый признак болота, без торфа болота как ВО нет. О торфе см. ГОСТ 21123-85 "Торф. Термины и определения".

5. Часть 5 статьи 5 ВК относит к подземным ВО бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Прежний Водный кодекс РФ (статья 17) устанавливал, что водоносный горизонт - это воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод - это совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах.

Границы подземных ВО определяются в соответствии с законодательством о недрах (часть 6 статьи 5 ВК).

6. ВК не упоминает о пограничных и трансграничных ВО, которых у России около тысячи.

В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

- на море - по внешней границе территориального моря РФ;

- на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водных объектах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водного объекта; Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному ВО, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных ВО - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водные объекты, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.

Комментарии и консультации юристов по ст 5 ВК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 5 ВК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.